НАШИ СТАТЬИ

АНТИКОРРОЗИЙНАЯ ОБРАБОТКА АВТОМОБИЛЕЙ

Одной из основных проблем, связанных с несущим кузовом автомобиля, является процесс коррозии металла. Кузов автомобиля подвержен коррозии практически с момента изготовления, поэтому с ней необходимо бороться.
Коррозия представляет собой процесс разрушения материала при его взаимодействии (химическом и физико-химическом) с окружающей средой. Различают механохимическую, электрохимическую и химическую коррозию.
Кузова автомобилей наиболее подвержены электрохимической коррозии, условия для возникновения которой создаются постоянно. Во время снегопадов, дождей, а также – при изменениях температуры на поверхностях кузова (как на наружных, так и на внутренних) образуется конденсат (водяная пленка), при загрязнении которого щелочами и кислотами, которые содержатся в воздухе, или солью, которой в зимнее время посыпаются дороги, получается электролит. Кроме того, после сварки и штамповки в металле появляются места с измененной структурой. Мелкие раковинки и неоднородность способствуют возникновению гальванических пар, коррозии (электрохимической) стальных деталей кузова. Такой процесс разрушения наиболее интенсивен при загрязнённом воздухе и в случаях, когда его относительная влажность превышает 60%.
В зависимости от характера распространения, различают местную и сплошную коррозию. Местная коррозия появляется на кромках капотов, крышках багажников, периметрах дверей и в других местах соединения деталей при помощи завальцовки или сварки. Такой вид коррозии является более опасным, т.к. достаточно быстро вызывает сквозные повреждения деталей, что приводит к снижению уровня жесткости и прочности кузова. Сплошная коррозия появляется на нижних поверхностях днища автомобиля, в полостях силовых элементов (поперечин, порогов, усилителей) и дверей, изнутри крыльев, т.е. практически на всем кузове, а также – внутри салона, под ковриками.
При помощи полного комплекса антикоррозийной обработки можно обеспечить защиту сварных швов, скрытых полостей, арок колес и днища, а также – лакокрасочного покрытия. Для защиты наружных поверхностей автомобиля от разрушительного воздействия гравия, песка и воды, помимо использования химических препаратов, устанавливаются фартуки (брызговики) и локеры (подкрылки), которые изготавливаются из эластичных морозостойких материалов, способных хорошо сохранять форму.
Новые автомобили иностранного производства, как правило, в дополнительной антикоррозийной обработке не нуждаются. Отечественные же автомобили (даже новые) необходимо как можно быстрее полностью защищать от коррозии, в том числе и в тех случаях, когда некоторое время не планируется их эксплуатировать. Воздействие на кузов автомобиля стимулирующих коррозию вредных факторов носит постоянный характер.
Необходимость восстановления антикоррозийной защиты возникает и после разного рода аварий, при ремонте или замене кузовных деталей.
Объем обработки и её периодичность во многом зависят от того, каковы условия эксплуатации автомобиля, а также – от полноты и качества предыдущей защиты (антикоррозийной), использованных при этом препаратов.
При полной антикоррозийной обработке автомобиля осуществляются разные виды работ (предназначенные для защиты разных проблемных участков) с использованием специального оборудования и материалов.
На современном рынке представлен достаточно широкий выбор препаратов, предназначенных для осуществления антикоррозийной обработки. Однако, в каждом определённом случае весьма важно правильно выбрать подходящий препарат, учитывая состояние и возраст конкретного автомобиля. Кроме того, необходимо тщательно соблюдать технологический процесс.
Сборка автомобилей осуществляется на автозаводах. При помощи специального оборудования, кузова грунтуются и красятся, скрытые полости, обычно, обрабатываются защитными составами, а на днище наносится пластизольное покрытие (мастика). Часть кузовных деталей оцинковывается. Иногда, изготовителями устанавливается гарантийный срок, в зависимости от технологии обработки, применяемых материалов и объема работ. Для более длительного сохранения механической прочности и первоначального внешнего вида автомобиля, необходимо периодически осуществлять дополнительную обработку.
Противошумные заводские пластизоли, которые покрывают колесные арки и днище, не содержат в себе ингибиторы коррозии, они не проникают внутрь сварных швов, а только защищают металл от разного рода механических воздействий. Состав наносится перед окраской (при этом предварительно прикрываются технологическими наклейками шпильки и резьбовые отверстия). При сборке автомобилей, технологические наклейки снимаются, в результате чего оголяются участки днища, поэтому после покупки транспортного средства не лишним будет проверить состояние и полноту нанесения покрытия (в антикор-центре).
Подержанные автомобили необходимо периодически (каждые 1-2 года) подвергать полной антикоррозионной обработке. Даже оцинкованные детали ржавеют (хоть и медленно). Наиболее опасной является коррозия в скрытых полостях, т.к. она незаметна. Во время движения автомобиля, в сварочных швах его деталей происходят микроперемещения, которые снижают степень плотности прилегания деталей и разрушают ранее нанесенную защитную пленку. В случае появления ржавчины на внешних поверхностях, процесс разрушения материала уже необратим.
Что касается днища автомобиля, то оно разрушается при старении и отслаивании пластизолевого заводского покрытия, а также – при попадании в образовавшиеся полости влаги. Защитный слой способны повредить мелкие камешки, песок, гравий, твердые предметы (например, обледеневшие снежные наросты). Лакокрасочное наружное покрытие кузова повреждается в результате воздействия солей, грязи, кислотных осадков, пыли, перепадов температуры (при мойке и суточной), ультрафиолетового излучения. Краска покрывается трещинами и царапинами, окисляется, выцветает.
Весной рекомендуется тщательным образом вымыть автомобиль, удалив остатки составов, применяемых зимой для посыпки дорог (в противном случае, летом при периодическом смачивании и повышенной температуре процесс коррозии усилится).
Используемые для защиты полостей материалы должны быть тиксотропными (способными быстро схватываться и удерживаться на вертикальной поверхности), однородными, способными хорошо проникать внутрь трещин и микрозазоров, образовывать эластичную пленку, осуществлять пропитку продуктов коррозии, не оказывать негативного воздействия на покрытие автомобиля.
Материалы, применяемые для защиты колесных арок и днища, должны отличаться эластичностью, не отслаиваться и не трескаться, выдерживать механические деформации кузова и эксплуатационные температуры, изолировать металл от воздействия агрессивных электролитов, иметь абразивную стойкость и механическую прочность к ударам гравия и песка, высокую адгезию пленки (защитной) к заводским покрытиям и к металлу.
Полная антикоррозийная обработка включает в себя такие этапы, как мойка (автомобиль моют снизу, горячей водой, на подъемнике), сушка (путём обдува горячим воздухом, до 80С, в течение 15-30 минут), осмотр и дефектовка (то, в каком состоянии находится днище автомобиля, определяется на подъемнике при снятых колёсах).
Нанесение состава в скрытые полости осуществляется при помощи воздушного распыления (материал при подаче смешивается с воздухом, в результате чего в полости образуется туман). Высохшая пленка имеет толщину около 40-60 мкм.
На колесные арки и днище аппарат наносится, как правило, безвоздушным методом. Высохшая пленка имеет толщину около 250-300 мкм. (большей толщины добиваться нецелесообразно, т.к. в таком случае может произойти отслоение состава). В течение суток после нанесения препаратов на днище и в скрытые полости рекомендуется от эксплуатации транспортного средства воздержаться, если же это невозможно, то при поездках по воде, снегу, гравийным и грунтовым покрытиям необходимо двигаться осторожно.
При выборе антикор-центра, в котором осуществляется антикоррозийная обработка автомобилей, стоит обратить внимание на его положительную репутацию, историю, опыт работы, а также – на возможность ознакомления с выполненными работами, на наличие полного комплекта профессионального оборудования, необходимого для осуществления обработки всех видов, пункта подготовки (мойки) автомобиля, гарантийных обязательств профилактического обслуживания автомобиля, компетентного персонала, способного дать исчерпывающие ответы на возникающие у заказчика вопросы.
Что касается самостоятельной антикоррозийной обработки автомобиля, то она является менее эффективной, чем сделанная в специализированном антикор-центре с использованием отлаженной технологии и специального оборудования.